Архив газеты
"Вестник МГНОТ"


Международное общество фармакоэкономических исследований (ISPOR)

Управление качеством медицинской помощи

Главный спонсор
Высшей Школы Терапии МГНОТ
Говоря о системе здравоохранения в России, каждый эксперт невольно использует свой личный опыт и знания о городском здравоохранении. А, между тем, основная проблема - это здравоохранение районов, сел и деревень. Там живут большие миллионы наших граждан. И там нарастают огромные проблемы, которые не решаются. Даже вынесенные в тему данного заседания положения говорят о том, что обсуждать эти темы наше высокое общество, эксперты не готовы. А ведь решения есть, надо только посмотреть на все это с другой стороны.
Я со своей экспедицией в поисках справедливого здравоохранения объездил всю страну, доехав на машине до Сахалина, Магадана, Ямала. По пальцам одной руки можно перечислить регионы, где бы я ни был. И основной упор наших поездок был на сельскую местность. Так вот, если обобщить, там здравоохранения скорее нет, чем оно есть.
Но! Там нередко есть собиратели денег на здоровье. Альтернативные медицинские практики очень хорошо чувствуют себя именно там, где нормальная медицина исчезает. Не надо недооценивать костоправов, «бочки прасковьи» или китайскую медицину. Именно они собирают огромный урожай денег на селе, не оставляя взамен ничего для здоровья.
Тезис прост: свято место пусто не бывает, исчезновение медицины приводит к замещению ее проходимцами всех мастей. И надо понимать: платная медицина - это в первую очередь грабеж, а уж потом - оказание помощи.
Районы, районные больницы, ФАПы - это тени, фетиши исчезающей системы, где всеобщая доступность определялась как «доступ к телу» медицинского работника. Медицинских работников становится все меньше. Число врачей и фельдшеров в районах в два раза меньше, чем число ФАПов.
Но главное - изменились медицинские технологии. Огромное число болезней, эффективное лечение которых является профилактикой преждевременного старения и смерти, это удел ответственного самолечения. Я бы даже усилил второй тезис: все хронические неинфекционные болезни, являющиеся основой восьмидесяти процентов медицинских, социальных и экономических проблем, связанных со здоровьем - это зона ответственного самолечения. Речь о гипертонии и сердечной недостаточности, сахарном диабете, хронических болезнях легких, суставов и опухолях.
Ответственное самолечение - это доступность бесплатных лекарств, и здесь в нашей стране полный кошмар. С одной стороны - мы бесплатно лечим за огромные деньги небольшую группу людей числом человек в 300, потребляющих из региональных бюджетов 6-7 миллиардов рублей при неочевидной эффективности лечения. С другой - не можем обеспечить миллионы граждан высокоэффективными копеечными лекарствами. В лучшем случае они их покупают, но реально - просто не лечатся.
Есть такая античеловеческая программа ОНЛС. Это пресловутая "монетизация льгот", она касается в некоторых регионах почти трети населения. На нее выделены сотни миллиардов рублей. Деньги эти поступают не в систему здравоохранения, не в фонд медицинского страхования - они идут в пенсионный фонд. А там налажена работа с отказниками: написал один раз в жизни заявление и - получай прибавку к пенсии 800 рублей в месяц. Так государство покупает жизнь людей. Число отказников от получения лекарств доходит до 95%. Эта программа должна быть вне закона, а немалые деньги должны быть направлены на лекарственное обеспечение народа.
Возвращаясь к ФАПам и районным больницам. Есть такая тема: врач общей практики (ВОП). Врач на все руки. Но эта тема в стране не развивается: вы не найдете ее в законах, а нормативная база Минздрава застыла в 2005 году. Врачи есть, документов нет. Кое-где регионы сами выруливают на эту дорогу, заменяя постепенно прослойку псевдоспециалистов района на ВОПов. Почему псевдоспециалистов? Да вот вам сочетания из практики: рентгенолог-дерматовенеролог, хирург-нарколог-лор и офтальмолог в одном лице, гинеколог-психиатр и эндокринолог. Три человека якобы закрывают 9 специальностей в ЦРБ. Какие они специалисты - понятно. Но на 4 врачей в ЦРБ работает 49 живых лиц, а ставок - около 90. При этом в районе проживает тысячи 4-5 от силы, да из них 30% - мертвые души.
Нет времени подробно остановиться на проблемах ЦРБ. Очевидно, их надо делать подразделениями крупных опорных больниц. Тогда и финансовый маневр появляется, и вопросы специалистов закроются. А в маломощных ЦРБ создавать офисы врачей общей практики.
Информатизация давно дошла до села: везде есть компьютеры, смартфоны и доступ в Интернет. Интернет должен стать основой современного здравоохранения в сельской местности. Сейчас в разных регионах внедряется телемедицинская система MeDiCase, ориентированная на фельдшеров, медсестер и даже на немедиков. Человек получает в руки реальную возможность контролировать свои хронические болячки в режиме офлайн контакта с врачом. Человек обращается за экстренной помощью, четко описывая симптомы болезни, и решения по ее оказанию могут быть приняты на расстоянии. Не всегда «скорая» или вертолет могут прибыть быстро, и тут промедление экстренных служб нивелируется принятием правильных решений с применением телемедицины. При наличии - повторю это еще раз! - лекарств. Для таких ситуаций в мире давно используют лекарственные автоматы, которые по назначению врача выдают до 450 наименований различных лекарств.
ФАПЫ надо прекращать создавать, это экстенсивный путь в никуда. Надо везде создавать телемедицинские терминалы, отрабатывать программы, внедрять робототехнику. Это не далекая перспектива, не научная фантастика: это - реальная потребность нашего времени, которую мы успешно развиваем. Вот только «наверху» это пока не находит необходимой поддержки.
Почувствуйте разницу: ФАП стоит 10 млн. рублей, плюс ежемесячная зарплата 3 сотрудников. Телемедицинский терминал - 100-200 тыс. рублей и оплата в 300-400 рублей за одно обращение из средств ОМС.
Последнее и коротко. Страховые компании по обязательному медицинскому страхованию съедают примерно 15% средств на здравоохранение, не неся никакой функции. Фонды ОМС вполне могут аккумулировать деньги и перечислять их напрямую медицинским организациям. На практике так и делается: именно фонды согласовывают и доводят до больниц лимиты выделенных денег. Подушевое финансирование включает примерно 30% мертвых душ, а финансирование по услугам - с одной стороны до 80% приписок (диспансеризация), с другой - до 20-30 % неоплаченных пролеченных в стационарах больных. Может быть, тут просто надо навести порядок, используя информатизацию, современные научно доказанные по эффективности технологии. Я имею ввиду дорогостоящие и малоиспользуемые протонные и прочие приборы.
Централизация скорой помощи, лабораторной помощи, ремонтных служб, передача на аутсорсинг многих видов помощи (питания, стирки и уборки и др.) - вот огромный резерв экономии тех малых денег, которые есть и которых якобы не хватает. Мы транжирим огромные деньги и кричим: дай еще!
   

Коментарии:
К данной статье нет ни одного коментария

Авторизируйтесь, чтобы оставлять свои коментарии